evia_kevin (evia_kevin) wrote,
evia_kevin
evia_kevin

Синдром Дауна. Опыт отдельно взятого дд Астраханской области.



Originally posted by lima_fox at Синдром Дауна. Опыт отдельно взятого дд Астраханской области.
 «Малышу будет труднее учиться, и все же большинство детей с
синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще
делать большую часть того, что умеют делать другие дети. (…)

Дети с синдромом Дауна обучаемы. (…)

Каждый человек (-в том числе с синдромом Дауна-) обладает уникальной
индивидуальностью, способностями и талантами.»
Downsideup.org

Шефом Вали я стала год назад. Просматривала списки детей - глаз сразу “зацепился” за
диагноз   Синдром Дауна. Тогда я еще мало что знала про
таких ребят – читала где-то пару статей на эту тему, да иногда встречалась на
улице с забавным малышом и его мамой. У мальчика были явные признаки СД, но он
был очень живой, веселый и любознательный. Поэтому я решила, что моя подшефная (а
ей на тот момент было 6 лет) должна быть такой же веселой и любопытной.

Я была
готова к тому, что на мои письма не будет ответа, но, как сказала наш
координатор, “может быть кто-то из персонала напишет пару строк про Валю”.
Никто так и не написал, увы (все новости я узнавала от наших шефов, которые
ездили в детдом).
 
Валя, на тот момент, когда я взяла над ней шефство, находилась в группе 2-3. Как я
потом узнала, воспитателей в этой группе не было, только нянечки. А это значит,
что с детьми никто не занимался. Нянечки успевали осуществлять только
необходимый уход за детьми.

В апреле прошлого года московские волонтеры ездили в дд и привезли мне радостную
новость – Валю перевели во 2 группу, в этой группе были воспитатели, а с детьми
проводились занятия. Я воспряла духом и стала посылать ей, помимо
открыток-писем, гигиены и сладостей, развивающие книжки, сказки, раскраски, карандаши
и прочую мелочь для творческих занятий в полной уверенности, что в этой группе
с ней будут заниматься. И действительно, со слов  шефов, во 2 группе с детьми проводились различные творческие занятиям.
После летних каникул я как следует стала прочесывать интернет в поисках информации о
Синдроме Дауна: про то, как с такими детьми заниматься, в какие развивающие игры
играть, каков вообще потенциал у таких людей. В этом мне сильно помогли мамочки
с Форума Родителей, растящих детей с Синдромом Дауна. Я обрисовала им ситуацию
и они, к сожалению, пришли к выводу, что Валюшку мои письма поддерживают, но
помимо этого ей нужны постоянные занятия по специальным методическим материалам
и с дефектологом. Ведь в свои шесть с половиной лет Валя не говорила! А ведь все
дети с СД имеют большие проблемы именно с речевым развитием, и с ними надо
активно заниматься соответствующим специалистам.

И я понеслась в ДаунСайд Ап с вопросом, что можно в данной ситуации сделать для
ребенка. Вот что мне ответили:

«Мы готовы предоставить детскому дому всю литературу, которая у
нас есть, но, как нужно понимать, это совсем не гарантирует того, что с детьми
будут по ним заниматься. Наш опыт показывает, что  методическая помощь
только в том случае  имеет смысл, когда ею интересуются те, кто занимается
детьми. Пока это только ваш интерес - я в эффективности сомневаюсь. Что впрочем
не означает нашей готовности книгами обеспечить. Вы можете прийти к нам, взять
книги и отослать их по нужному адресу. Если вы будете записывать детей на
консультирование и эта работа будет продолжена в детском доме - то это хороший
способ помочь.

Мы регулярно выезжаем читать семинары и консультировать детей в
дома ребенка и видим, как успешно продолжается потом  работа в этом
направлении силами сотрудников учреждения. Но, повторюсь, это ОНИ нас звали, а
не кто-то со стороны.

Мы, в основном, сотрудничаем с домами ребенка, и на основании
этого опыта могу сказать: главное - это желание помочь детям, а в особенностях
разобраться можно и с литературой, и без. С литературой - проще, но, как я уже
писала, ее наличие не является единственным условием успешности в организации
занятий и жизни вообще. Кстати, жизни - в первую очередь. Я бы не стала так
сосредотачиваться только на занятиях.
Так вот: мы много ездили и по России и по ближнему зарубежью. Есть дома
ребенка, где и до получения нашей помощи с детьми с синдромом Дауна 
занимались, и есть другие, где методическая помощь не оказала значительного
влияния.

Детские дома,
безусловно, тоже разные, например,  артистами известного протеатра
"Кабуки" являются люди с синдромом Дауна, проживающие в
доме инвалидов.»

Отлично, решила я и написала нашему координатору, что, мол, есть возможность отправить пособия в
Разночиновку. Надо??

Вопрос надо или не надо решился довольно быстро, в дд от пособий не отказались, но
признали, что дети с СД были распределены по разным группам, и не во всех из
них были воспитатели. И даже в тех группах, где воспитатели есть, на каждого
воспитателя приходится около 10 воспитанников. А если с СД только один или два
из них, как быть воспитателю? В идеале график занятий должен быть такой (это
мне написала опять же консультант из ДаунСайд Ап):

«Наилучшие результаты наблюдаются при сочетании индивидуальных
занятий с ребенком + групповые занятия в коллективе ровесников, где ребенку
будет кому подражать. Кроме этого, можно раз в неделю проводить
специализированные занятия, собрав вместе детей с синдромом Дауна. Эти занятия
будут проводиться с учетом их особенностей и позволят закрепить материал,
полученный на индивидуальных занятиях.»
В итоге мы все-таки послали все пособия в Разночиновку, и волонтерам сказали, что
пособиями и методическими материалами пользуются.

Да, возможно, но про дефектолога, который занимался бы с детьми, я не слышала. А
когда я позвонила на Валюшкин День Рождения с просьбой дать мне поговорить с
ребенком по телефону, мне нянечка (воспитатели не работали - воскресенье)
сказала – чего, мол, звать, она все равно не говорит. Я так растерялась, что не
могла на это ничего ответить.

-А мои письма, спрашиваю, ей читают?

-Читают.

- И как она реагирует на них?

- Да никак не реагирует. Она вообще мало на что реагирует.

Тут я вообще впала в ступор. Ребенок, по словам наших шефов, которые ездили во 2 группу, веселый, улыбчивый, легко идет на контакт… И вдруг “никак не реагирует”.
Странно…

Моей Вале повезло, сейчас она находится в группе, где с детьми занимаются. Да,
специальных занятий для детей с СД нет, но все же воспитатели стараются
развивать детей. А как быть детишкам, если воспитатель в группе не предусмотрен
в принципе? Да, есть нянечки, которые осуществляют гигиенический уход и кормление,
но про какое-либо развитие детей речь уже не идет. А ведь несколько детишек с
СД находятся в группе с лежачими детьми, они прыгают в кроватках и очень
радуются вниманию приезжающих волонтеров.



Сафронова Елена

 

 


От меня: А между тем, девочка Эвелин трехлетняя, с СД, которую удочерила американская семья, забрав из дд Украины, пошла в Pre-school и ей там очень нравится! torescueourprincess.blogspot.com/2011/04/so-many-updatesso-little-time.html


Tags: Разночиновка, дети без родителей, тоже дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments