evia_kevin (evia_kevin) wrote,
evia_kevin
evia_kevin

Уберите ваших детей от экранов стррррашных девайсов... Или не надо?

Одним из самых первых и пожалуй самых трудных подвигов, которые родителю нужно совершить, чтобы начать процесс дескулинга и перехода к анскулингу, это снять запреты и ограничения на время, проводимое у экрана -- не важно, телевизор это, компьютер, айпед или там смартфон.

Я не буду перессказывать ту уйму статей и книжных страниц, дебатов и комментариев, которые я перечитала за последнее время, я просто расскажу, как это происходит у нас.

Кстати, раньше ведь я и была сторонницей "не-ограничений", еще с Настиного раннего детства, и ясно видела все плюсы такого подхода.
Настю моя мама за свой компьютер посадила впервые, когда ей было два года. ( А мультики -- Диснеевские классические в оригинале -- они начали смотреть вместе в ее годик!) гпозже, когда компьютеры появились у нас дома, я разрешала Насте играть ( или рисовать, или писать, или смотреть фильмы с дисков) столько, сколько ей хотелось. Она могла играть часами, или не включать компьютер неделями. Ка утюг или телевизор, например. При этом я видела детей, которым можно было играть лишь пол-часа в день. Понятно, что они ходили вокруг компьютела кругами, вожделенно на него поглядывая, и дорвавшись, не могли остановиться.
В Америке Настя в Интернете нашла друзей, увлеклась ролевыми играми, написанием фанфиков, потом начала ездить на костюмированные фестивали. Но впервые здесь я столкнулась с отключением интернета, компьютера и телефона в качестве наказания. Кевин так делал. А я пыталась на плохом английском ему доказать, что это неправильно -- по меньшей мере нечестн по отношению к зависимому подростку. В Америке зависимому втройне, потому что отключи его девайсы -- и он останется совершенно один. Они не ходят здесь гулять -- хотя бы потому, что живут далеко друг от друга, пешком не дойдешь, да и нельзя, на машине родители не навозятся, общественного транспорта нет. Все. Это хорошо, у нас с ней отношения были крепкие и надежные. А могло ведь закончиться все очень плачевно. В общем, когда перестали "наказывать" таким образом, тогда и стали видны все бенефиты "экранного времени".

Габи омпьютерами и айпедами нтересовалась особенно в раннем детстве. Мультики смотрела сколько захочет, но как и Настя в том возрасте предпочитала мультикам книжки -- чтобы я ей читала, она много рисовала, делала аппликации, играла.

Фрэнк взял в руки айпед в два года. И уронил его на цментный пол в деревенском нашем доме, разбив экран. Кевин экран заменил, но к айпеду потерял всякий интерес, и Фрэнк завладел им целиком и полностью. Он научился на нем читать и писать по английски, собирал паззлы, играл во все развивалки, до каких только мог дотянуться. И да -- мог играть часами, мог забыть о нем на пару месяцев. Ограничений я не ставила никаких.

Конечно, если в процессе игры у него что-то нее получалось и он начинал психовать, я девайс тут же забирала и отправляла сына заняться чем-то другим "пока не успокоится".

А потом в школе, во втором классе, он вдруг перестал интересоваться вссем остальным. Марио, Майнкрафт, Ютуб и прочие игрушки, казалось, вдруг заняли все пространство в его голове, не оставляя места ни для чего другого. Плюс эта агрессия в школе. Плюс маты, котопыми он сыпал, пока учителя "удерживали" его, пережидая шторм. Мне потом учительница конспектик-то прислала по е-мейлу, волосы дыбом встали.

И да, я испугалась. Я отключила Ютуб, я прошерстила все игры и вычистила "неблагополучные" на мой взгляд. Я ограничила игру до часа в день -- на его выбор, какой это будет девайс. Мне казалось, я такая хорошая мама! :)

Только вот ничего не работало. Мой мальчик не становился вновь знакомым мне и таким любимым ярким, любознательным, горящим любопытством и веселым фантазером. Он продолжал оставаться "зомби", которого как магнитом тянуло в виртуальную реальность. Пусть хоть на час.

Начитавшись, попереживав и посомневавшись, я таки сняла все ограничения. И стала наблюдать.

... Едем в машине, Фрэнк на айпеде играет в игру. Проигрывает, злится, верещит, снова играет, снова злится, плачет в голос. Кевина это жутко раздражает. Меня тоже, но я точно знаю почему: мне в детстве нельзя было плакать и выражать свои отрицательные эмоции. Значит, никому нельзя. Это распущенность и выглядит мерзко, верно?

Зная свои "триггеры", я помалкиваю и наблюдаю. Кевин злится и прикрикивает на Фрэнка: "Не верещи! Я не хочу слышать твой скулёж!" Фрэнк топает ногами, Кевин прибавляет силы и громкости, угрожающе повторяя: "Фрэнк!" ( ох, как я не любила с детства свое имя, когда им на меня ругались: "ЖЕНЯ!" До самого переезда в Америку ненавидела. Женька, Жека, Евгения, да вот хоть даже Ива, только не этот окрик! Сейчас, после десяти лет в Америке, больше не вздрагиваю. В Интернете обращение "Женя" звучит совсем не страшно :) )

Тем временем Фрэнк, злясь еще сильнее, но и не желая навлекать еще сильнее папин гнев, лупит себя в глаз рукой: раз, другой... Кевин этого не видит, он ведет машину, а я вижу. Спрашиваю мягко Кевина: "Почему ему нельзя выразить фрустрацию так, как он пока только и умеет?" "Ненавижу, когда плачут дети!" -- решительно заявляет муж. "Кто тебе не давал плакать в детстве?" -- "Никто! Я не плакал в детстве!" Ох, ох...
Ну, хорошо. Зайдем с другого бока. "Как ты думаешь, если он проигрывает раз за разом, как ему себя вести?" "Не орать! Или не играть, если не умеет сдерживаться!" Хммммм... "Помнишь, ты однажды ходил по дому, злился, кричал, швырял вещи, а когда я спросила тебя, зачем, ты ответил, что тебе так легче. Ты после этого себя чувствуешь лучше."

Кевин открыл рот и закрыл. А я добавила, что очень рада -- искренне и честно рада -- что он не бьет себя в глаз, когда злится, вместо того, чтобы кричать. ( Раз по-другому не получается выплеснуть эмоции)

Фрэнк продолжал играть. Я наблюдала за его реакциями и поглаживала, успокаивая, зверька по имени Гнев в груди каждый раз, когда он распускал колючки при неприятном звуке , издаваемом сыном. Сыну еще придется научиться управлять своими собственными "зверьками" -- приручить их или выпустить на волю, как получится.

Я думала о том, что еще пару месяцев назад я бы не стерпела, отобрала бы айпед и не отдавала до следующего дня, а то и долше. Снова ввела бы временнЫе ограничения. А сейчас я наблюдаю. Вот он не может пройти уровень. Проигрывает снова и снова. Злится, психует и начинает вновь. Опять и опять. Он смотрел на Ютубе, как это делают другие, он знает, что пройти уровень возможно. Иногда для вдохновения он снова идет и внимательно смотрит, как это делают другие игроки. Возвращается к игре. Начинает и опять проигрывает. Сначала сдерживается, но раз за разом напряжение растет. Выкрикнув слова отчаяния или взвыв, вытерев злые слезы, сын снова и снова упорно начинает сначала. Продвигается чуть дальше. Снова проигрывает. Снова начинает.

Со стороны, если не присматриваться и не задумываться, происходит полное безобразие. Невоспитанный ребенок сучит ногами, злится -- и все из-за какой-то тупой игры. Так и хочется сказать: "Если так реагируешь, выключи и не играй!" И я так и делала. Отбирала айпед. Орала на сына. Удаляла игру. Блокировала Ютуб. Ух.

Что я вижу сейчас. Какой мой сын упорный. Он знает, что задача выполнима -- и потому не отступает. Да, это очень обидно, пройдя половину пути, споткнуться и вернуться к самому началу. Взвоешь тут. Но он не бросает. Он пытается снова и снова. Он учится. Он растет.

Забирая девайс, удаляя игру, что делаю тем самым я? Чаще всего с гневным криком, раздражением, которые не только не скрываю, но пытаюсь донести как можно яснее. "Брось! Отступи. Ты -- не сможешь. Твои попытки добиться успеха -- фигня. Твои усилия, а тем более твои эмоции по этому поводу ничего не стоят, они никому не интересны, ты нарушаешь наш покой, на что ты права не имеешь. Замолчи, перестань, отступи. Сиди, смотри в окно и думай о хорошем". Ага, о том, какой ты маленький и беспомощный в этом мире, где даже в компьютерной игре ты не имеешь никакого шанса, что уж говорить о самой жизни.

Тот ли это урок, который я хочу преподать своему сыну?.. Совсем нет. Я не хочу преподавать ему никакого урока, он вполне справляется сам: пусть и виртуально, он спотыкается, падает, и снова поднимается и идет к цели. Ну, больно, конечно, обидно до слез. Что же делать. Ему еще только семь. Он еще в самом начале пути. Если он поднимет на меня глаза, пусть он встретит не недовольную рожу и разочарованный взгляд, а мой дружеский подбадривающий кивок, восхищенную улыбку и гордость, светящуюся в моих глазах.

Tags: bee-happy!, Мир глазами анскулера, а надо так, а так не надо, злоба дня, хоумскулинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments