evia_kevin (evia_kevin) wrote,
evia_kevin
evia_kevin

"Москва слезам не верит!"

Я как раз закончила слушать очередную аудиокнигу, так что спешу поделиться впечатлениями!

"Москва слезам не верит" Валентин Черных

Валентин Черных написал сценарий к фильму, который все знают и многие любят. Для меня он был в некотором смысле судьбоносным :). Мы с моими двумя лучшими подругами еще в старших классах решили, что это фильм о нас -- и "накаркали", как говорится :)). Одна уехала в Москву и вышла замуж за замечательного парня, который оказался алкоголиком. Два раза они женились и два раза разводились. Но увы, так и не сложилось. По характеру моя подруга -- точь-в-точь Людмила :). Другая подруга вышла замуж и родила двух детей, как и полагалось по сюжету. Правда, тоже потом развелась, но это уже мелочи. ;) Я же, как было велено, стала матерью одиночкой. Причем вполне сознательно. Я даже дочку хотела Александрой назвать, но в тот мой момент мой собственный папа Александр жутко обиделся, что его обманули и подсунули очередную девочку вместо вожделенного мальчика, и не подходил к внучке месяца три. Я обиделась и назвала дочку Настей :).
Гогу своего я ждала честно, и была вознаграждена, даже двадцать лет ждать не пришлось, только десять. :)
Фильм нежно люблю до сих пор, и Настю научила любить, и Кевину показала с английскими субтитрами. Периодически его пересматриваю.

Увидела аудиокнигу в Литресе и захотела послушать, тем более что в описании говорится, что кинороман был написан через четырнадцать лет после выхода фильма, и в нем есть новые подробности и новые герои. Очень интересно стало.

Книга не разочаровала. Новые герои, которых в фильме не было, и те, что были, но играли роли проходящие, эпизодические, вписались в историю очень гармонично. И не покоробило новое знание того, что у Людмилы, например, с юности и до конца был любовник, старший ее на много лет, работавший в органах КГБ, и иногда незримо вмешивающися в судьбы трех подруг. Незримо, ненавязчиво, но судьбоносно. Академик -- дядя Катерины -- и его жена, их отношения и отношение к племяннице тоже вполне жизненные и понятные.
Вообще же, первая часть (первая "серия" фильма) написана не спеша, со множеством подробностей -- описана первая брачная ночь Антонины и Николая, например, очень живо и не пошло. Описаны любовники Катерины -- ну что ж, мы догадывались, что они у нее были, и толку от них было мало. Одного-то в фильме нам даже показали :). Немного удивляет описание политический веяний времени -- ну так книга написана в девяностых, это вполне естественно. И то, что люди "на местах" помогали Катерине подниматься по карьерной лестнице, и кое-какие ее "ходы" по их советам и поддержке... Конечно, картинка, нарисованная в фильме, если подумать, не такая уж правдоподобная: как бы Катя одна-сама прошла с маленьким ребенком на руках через все перепетии, чтобы стать директором завода.
Что НЕ понравилось -- это постоянный отсыл автора в будущее: " Катерина не знала, что пройдет двадцать лет, и..."
"А двадцать лет спустя они будут... " " никто не мог предположить, что через двадцать лет..." -- и все в таком духе. Очень сбивает с ритма. Да, мы все прекрасно знаем то, чего не знает Катя и ее подруги -- ЧТО именно произойдет с ней через годы. Знаем прекрасно, лучше самих себя, но зачемоб этом постоянно напоминать? Идет повествование, вливаешься в историю и ее ритм, начинаешь чувствовать то, что и герои -- в каждой хорошей книге, каждом хорошем фильме, которые не раз перечитываещь и пересматриваешь, всегда переживаешь заново, погружаешься, переживаешь, как в первый раз... И тут тебя автор выдергивает из этого мира и "успокаивает", либо " предупреждает". И это бесит! :)

Вот на прошлой неделе я про Стивена Кинга писала, и его "крючочки", которые цепляют и поселяют тревожное ожидание. Так у Кинга это тонко : "Я тогда и внимания не обратил, а стоило бы...", -- и до конца не знаешь, что же оно предвещало, а у Черныха бесит! :))

Ну и политика опять. Понятно, что в девяностые, наверное, когда все еще в памяти было "свежо", без нее было автору не обойтись. Но уж такие все в романе умные! Все все понимают, все все знают, предсказывают на раз и перестройку и будущее. Мужики, как правило -- а тетки с раскрытым ртом слушают и не могут поверить. При этом несколько раз в книге упоминается, как вся страна на экранах телевизора разглядывает лицо больного Брежнева --и гадает: "ну когда же?! И что потом?." И в конце книги Брежнев, "наконец", умирает. Как будто нам именно это важно в финале такой истории!
Вторая часть ( "серия") по сравнению с первой смазана тоже. Да, и в фильме нам Гогу особенно много не показывали. Но все же благодаря Баталову, наверное, в фильме он получился яркий, выпуклый, такой, что все его полюбили и зауважали, не только Катерина и Александра. А в киноромане ему уделено, кажется, внимания меньше, чем любовнику Людмилы, кгб-шнику Еровшину! Обидно.

И все же, мне понравилось слушать. Когда-то я бегала по книжным магазинам в поисках книги "Зависть богов". Так мне понравился фильм, я одно время просыпалась под него по утрам: включала, едва раскрыв глаза, и не могла оторваться, все смотрела, смотрела... :) Не знаю, почему. Мне казалось, что он мне тоже что-то предсказывает, этот фильм. И когда я узнала, что есть книга, я ее рванула покупать. Обегала все книжные магазины и лотки, нашла! Прочитала за один вечер книгу, и... Отнесла ее в библиотеку, подарила. Долго не могла отделаться от мерзкого чувства даже не разочарования, а какого-то подлого обмана. Так вот --"Москва слезам не верит" в этом плане меня не подвела. Захотелось снова пересмотреть фильм :)
Tags: книги, почитаем?
Subscribe

Posts from This Journal “почитаем?” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments